Геометрия телескопических направляющих
Для того чтобы обеспечить выдвижение направляющей на большую длину, используется телескопический принцип конструкции. Он заключается в том, что профили, из которых она состоит, вложены друг в друга. Каждая секция не может полностью выдвигаться относительно соседней, потому что секции соединены между собой через линейные шариковые сепараторы, которые обеспечивают целостность и жесткость направляющих, плавность и легкость хода, а также высокую грузоподъемность.
Чем больше секций, тем большего относительного выдвижения можно достичь. Так, простейшие телескопические рельсы из двух частей (одна вложена в другую) имеют ход от 1/2 до 2/3 длины в сложенном состоянии. Чем больше длина, тем больше степень относительного выдвижения.
У рельсов из трех частей длина хода примерно равна длине в сложенном виде. Они имеют две основных конфигурации. В первой в центральном двутавровом профиле по бокам вложено по одной секции, они выдвигаются в разные стороны. Во второй внутри наружного швеллерного профиля расположено две вложенных друг в друга секции. Есть еще два типа: из четырех секций с ходом выдвижения в 1,5 раза больше первоначальной длины. Гибрид первой и второй конфигурации – это двутавровый профиль с одной секцией с одной стороны и двумя вложенными с другой. Дальнейшее развитие второй конфигурации имеет еще одну промежуточную секцию, то есть 3 вложенные секции.
В отличие от направляющих с подвижной кареткой, в которых рельс может быть практически любой длины (можно отрезать лишнее или, наоборот, состыковать несколько рельсов), телескопические направляющие имеют несколько стандартных длин в рамках одной серии. Для разных моделей они находятся в интервале от 150 до 2000 мм. Отметим, что в рамках одной модели максимальную грузоподъемность имеют направляющие средней и малой длины, на больших ходах предельная нагрузка падает из-за увеличения изгибающего момента.
Линии шариков в сепараторах стандартных направляющих расположены только по бокам профилей. В усиленных телескопических направляющих добавлены дополнительные линии шариков вдоль длинной стороны поперечного сечения, что позволяет им выдерживать высокие поперечные нагрузки и моментные нагрузки любых направлений. Прогиб в полностью выдвинутом состоянии не превышает 1% исходной длины.
Для некоторых серий доступно конструктивное исполнение с выдвижением в обе стороны (обозначение DD).
Выбирать подходящую телескопическую направляющую следует с учетом заданной нагрузки, требуемого относительного выдвижения и условий работы. Основные характеристики всего ассортимента указаны в разделе типоразмеры телескопических направляющих.
Систематизация телескопических направляющих по форме рельсов:
- С1 (R20, D402, ST58, ST78, ST82…) – 1 вложенная секция
- 1I1 (D1422…) – по 1 вложенной секции с каждой стороны
- С2 (RA31,D444…) – 2 вложенные секции
- C3 (RA 414…) – 3 вложенные секции
- 1IC1 (E1904…) – 1 вложенная секция с одной стороны и 2 с другой
+ шариковые направляющие, C (E53…) – профиль с подвижной кареткой внутри